В Госсовете диалектику учили не по Гегелю
26 января 2007 года

Технология парламентских слушаний такова: сначала кто-то говорит от депутатов, а кто-то из членов правительства его слушает, а потом министр (или министры - число зависит от степени сложности темы) говорит, а депутаты слушают. Вчера министров оказалось двое - министр образования Раис Шайхелисламов и министр транспорта и дорожного хозяйства Владимир Швецов. И даже премьер Рустам Минниханов, что уж вовсе нетипично, тоже посидел около часа. Таким образом, проблеме присвоена высшая степень сложности.

И, прямо скажем, недаром. Во-первых, все эти слова - "оптимизация", "реструктуризация", а еще "модернизация" - это в татарстанском официальном языке одно слово. Во-вторых, эти равноценные друг другу слова все вместе равноценны первому закону диалектики: как, по словам Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, количество неизбежно переходит в качество, так, по замыслу Кабмина РТ, повышение качества образования на селе неизбежно произойдет после сокращения количества сельских образовательных учреждений.

А в-третьих, консервация "традиционной культурной среды" (на ее необходимости настаивает профильный комитет Госсовета по культуре, науке, образованию и нацвопросам) и доступность сельским детям образования европейского уровня - эти два требования момента, примерно как в 3-м законе того же г-на Гегеля, находятся в состоянии борьбы противоположностей.

Председатель профильного комитета Разиль Валеев сообщил, что родители недовольны качеством автобусов, которые возят детей из деревень с закрытыми из-за их малокомплектности школами в школы других населенных пунктов. Иногда, сказал депутат, автобусы не доходят прямо в деревню, и детям приходится идти до трассы.

А главное, вывоз детей на учебу в более крупные населенные пункты с более широкими образовательными возможностями в перспективе "лишает детей возможности получить образование на татарском языке". Возможно, г-н Валеев имел в виду не "возможность", а "желание". Вывод: срочно снизить норматив наполняемости школьных классов, при несоблюдении которого школа должна быть закрыта. Сегодня этот норматив для города - 25 учеников, для сельской местности - 14.

Раис Шайхелисламов пошел в наступление. Для начала он сообщил, что количество основных школ с общим числом учащихся менее 40 человек растет год от года и доросло уже до 58,8 процента всех сельских школ. А в 12 районах республики есть школы, весь образовательный процесс в которых свободно умещается в пределах горницы единственного учителя. (Те, кто не может представить себе такой сюжет XXI века, может обратиться к дореволюционной части кинофильма "Сельская учительница".) Есть классы и с одним учеником.

Затем министр увлек слайдом на тему будущего. На нем хрупкая девушка была запечатлена в поле рядом с ящиком, в котором свободно уместилась бы она сама, но на самом деле уместятся ноутбуки в количестве, достаточном для выездного компьютерного ликбеза. Это, заверил г-н Шайхелисламов, вполне возможно, это - "сетевое обслуживание". Наряду с радостью картинка вызывала и печаль о возможных превратностях путешествия милой девушки с ящиком ценой в несколько сотен тысяч по отдаленным закоулкам Отечества...

И наконец Раис Шайхелисламов нанес финальный удар, своего рода coup de grace этого интеллектуального поединка с депутатами-почвенниками. Он намекнул, что сельчане-родители не хотят отпускать детей в интернаты, чтобы не лишиться рабочих рук, и передал беседу с перемещенными в крупную школу детьми. "Мы здесь занимаемся в секциях, в кружках, которых дома нет". - "А хотите вернуться в старую школу?" - "Нет!".

- Я хотел бы пораньше уйти, - смущенно попросил слова Рустам Минниханов. - Экономический форум у меня... Мне в Давос лететь...

- Я тоже хочу пораньше, - запросился и Фарид Мухаметшин. - У меня Елабуга... 175-летие Шишкина... Еще не знаю, как доеду...

Будто вспомнили школьные годы чудесные.

Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"